Лунмэньшику

Лунмэньшику – настоящая сокровищница для изучающих Древний Китай, огромный музей скульптуры. Больше двух с половиной тысяч храмовых пещер и около 100 000 изображений – остается только удивляться причудливой мысли древних зодчих, сделавших гору – храмом, поставивших природу религии на службу.
Храмовый комплекс охватывает сразу две горы, разделенные узкой долиной и речкой Ишуй. Горы дали и название комплексу: Лунмэнь – «Драконовы ворота».
2345, 100 000 статуй и изображений, 2800 надписей – эти цифры приблизительны, точное количество скульптур и гротов в горах Лунмэнь пока так и не подсчитали. Каково же было создать столько?
Начало создания большого храмового комплекса относят к 493 году, период династии Северная Вэй. Тогда в Лоян была перенесена столица, и около нее император распорядился основать храмы. Местоположение возле столицы оказалось весьма удобным – грандиозный храмовый комплекс всего в 12 километрах к югу от Лояна сейчас легко доступен и для паломников, и для туристов.
Для императора и его двора был особенно важен этот большой религиозный комплекс, тогда он нес прежде всего религиозный смысл немного – политический. Храмовый комплекс возводился по инициативе императора и при его поддержке. Считается, что лицо Будды в центральной пещере повторяет черты императора. Это, возможно, отражает общую для древних народов идею - как и везде, в Китае древние правители считали себя воплощением на земле божественной власти. Впрочем, помощь создателям храмов оказывали весь императорский двор, аристократы. Немало статуй строящемуся комплексу подарили иностранные гости – адепты буддизма.
Для буддистов этот комплекс имеет большое культовое значение – здесь собрано огромное число священных изображений Будды. Пещеры, украшенные резными лотосами, призваны приблизить человека к вечным тайнам. Считается, что некогда путь к горе указала сама Гуаньинь, и легенда даже постулирует нерукотворность первых статуй. Особенно много изображений в гроте, известном как Храм 10 000 Будд, самое большое изображение – Будда Вайрочана в пещере Фэнсянь. Высота этой статуи – 17, 14 метра, история ее создания интересна. Контраст ей составляют маленькие статуи Будды в Пещере лотоса, Ляньхуа, эти статуи – высотой не более 2 сантиметров, но выполнены очень искусно.
Кроме религиозной и культурной, храмовый комплекс представляет собой еще и историческую ценность. Это – самый важный источник сведений о древней северовэйской истории Китая. Многочисленные надписи поясняют условия и причины создания древних статуй, и надписи эти сами по себе ценны. Они – одновременно и источник информации, и образец каллиграфии – своеобразного китайского искусства.
Надписи пещеры Яофандун – «Грот рецептов» отражают специфику древней медицины, многочисленные рецепты могут использоваться и сегодня. Надписи грота древнее, чем «Цяньцзиньфан», первый знаменитый китайский трактат по медицине.
Ценны и статуи как источник знаний. Это сама история. На статуях периода династии Северная Вэй можно проследить, как буддизм пришедший из Индии, обретал постепенно китайские черты. Статуи пещеры Гуяндун, самой древней, почти полностью повторяют образы индийского буддизма. Статуи верхнего яруса – уже несут явные черты китайского искусства, наряжены в китайские халаты. Они датированы позже.
Но настоящими шедеврами, считается, обзавелся Лунмэньшику в период династии Тан, с новым расцветом китайского буддизма. Статуи этого периода составляют около 60 % всех статуй храмового комплекса. Тонкая резьба по камню признается специалистами вершиной этого искусства в Китае.

Комментариев нет:

Отправить комментарий