С лово "Ушу" состоит из двух иероглифов «у» и «шу», и традиционно переводится как «воинское искусство».
Исторически существовали следующие попытки классификации:
Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары»:
- К категории «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней и средней дистанции, а при ударах руки выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глубокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции.
- «Короткие удары» объединяли стили, в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносили не выше живота, чаще всего по ногам.
Деление на внутренние и внешние направления ушу:
Традиционно к внутреннему направлению относят три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), багуачжан («Ладонь восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним направлениям.
Три больших направления: шаолиньское, уданское и эмейское.
Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань.
Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле считались крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (13 в.).
Последнее направление, эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые распола-гаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в 17 веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока – мистическо-внутрений и внешне-прикладной – сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу.
Спортивное ушу делится на два основных раздела – ушу-таолу и ушу-саньда (или более традиционное название – саньшоу) кроме этого существует еще два, менее известных, вида спортивного ушу, которые будут описаны ниже. Ушу-таолу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке, все эти технические действия сведены в комплекс движений (таолу) эмитирующий бой человека с одним или несколькими противниками, с оружием и без. Характер соревнований определяется регламентом соревнований. Соревнования подразделяются на: личные, командные и лично-командные.
В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др. На соревнованиях спортсмены соревнуются в обязательной программе, в которую входят три раздела:
Цюаньшу (комплексы упражнений без оружия), включает три стиля: чанцюань, наньцюань, тайцзицюань. Каждый из этих стилей имеет свою характерную особенность, свою базовую технику, как правило спортсмены специализируются в одном из этих стилей.
Дуань цисе (комплексы упражнений с коротким оружием), включает: даошу (упражнения с изогну
тым мечом дао), цзяньшу (упражнения с прямым мечом цзянь). Чан цисе (комплексы упражнений с длинным оружием), включает: цяншу (упражнения с копьем), гуньшу (упражнения с шестом).
Кроме обязательной программы спортсмены выступают и в показательной программе, в которую входят четыре раздела: Традиционные стили ушу без оружия, разделены на четыре группы по принципам приложения силы, схожести принципов движения, техник и т.п. 1-я группа: багуа, синъи, бацзи. 2-я группа: тунбэй, пигуа, фаньцзы. 3-я группа (подражательные стили и дитан): стиль пьяницы, обезьяны, змеи, журавля, богомола и т.п. 4-я группа: шаолиньцюань, паоцюань, хуацюань, хунцюань и др. (это самая многочисленная группа, сюда входят все стили, не вошедшие в 1-3 группы).
Традиционное оружие ушу, разделено на три группы: Одиночное оружие: различные виды алебард, шест, копье, двуручный меч и т.п. Парное оружие: парные мечи, парные кинжалы, парные цепи и т.п. Гибкое оружие: гибкое копье, девятизвенный и трехзвенный цеп и т.п.
Дуйлянь (поединок с заранее определенной последовательностью движений) включает: поединки один на один или один против нескольких противников без оружия, с оружием, вооруженного (ых) против безоружного (ых). Показательные групповые выступления с музыкальным сопровождением.
Ушу-саньда (саньшоу) – свободный бой. Как спортивное единоборство ушу-саньда было возрождено лишь в конце 80-х годов нашего века, хотя различные формы поединков существовали в Китае с глубокой древности. Современное саньда это динамичный вид контактных поединков с жесткими правилами, запрещающими только серии ударов в голову. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата длившегося более двух секунд. Саньшоу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке из любых стилей ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один без оружия в защитной экипировке (шлемы, жилеты, перчатки, иногда футы и наколенники). Поединок проводится в три раунда по 2 минуты на открытом, без канатов, помосте (лэйтай) 8 на 8 метров поднятом на 60 сантимет-ров над уровнем земли. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2 или 3 балла. Победителем объявляется спортсмен, набравший в ходе схватки наибо-льшее количество баллов. Если спортсмен два раза в раунде выталкивается за пределы помоста, то он объявляется проигравшим в раунде.
Туйшоу – дословно толкающие руки. Вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань. Техника туйшоу включает восемь основных технических действий из арсенала тайцзи: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као. Задача спортсмена, используя технику тайцзицюань заставить противника потерять равновесие или опрокинуть его на землю. Соревнования проводятся на круглой, диаметром 6 метров, площадке, в два раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, 3, 4 или 5 баллов.
Дуаньбин, чанбин – свободный бой на коротком (дуаньбин) и длинном (чанбин) оружии. Этот вид контактных поединков в старом Китае также назывался лэйтай. В настоящее время в Китае соревновательные поединки с оружием почти забыты, и чаще используются в тренировочном процессе традиционных школ ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один в защитной экипировке. В дуаньбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения мечом (цзяньшу, даошу), в чанбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения копьем (цяншу).
Соревнования в дуаньбин проводятся на круглой площадке диаметром 9 метров, в чанбин на прямоугольной площадке 14 на 8 метров в три раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, или 3 балла.
Исторически существовали следующие попытки классификации:
Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары»:
- К категории «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней и средней дистанции, а при ударах руки выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глубокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции.
- «Короткие удары» объединяли стили, в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносили не выше живота, чаще всего по ногам.
Деление на внутренние и внешние направления ушу:
Традиционно к внутреннему направлению относят три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), багуачжан («Ладонь восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним направлениям.
Три больших направления: шаолиньское, уданское и эмейское.
Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань.
Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле считались крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (13 в.).
Последнее направление, эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые распола-гаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в 17 веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока – мистическо-внутрений и внешне-прикладной – сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу.
Спортивное ушу делится на два основных раздела – ушу-таолу и ушу-саньда (или более традиционное название – саньшоу) кроме этого существует еще два, менее известных, вида спортивного ушу, которые будут описаны ниже. Ушу-таолу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке, все эти технические действия сведены в комплекс движений (таолу) эмитирующий бой человека с одним или несколькими противниками, с оружием и без. Характер соревнований определяется регламентом соревнований. Соревнования подразделяются на: личные, командные и лично-командные.
В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др. На соревнованиях спортсмены соревнуются в обязательной программе, в которую входят три раздела:
Цюаньшу (комплексы упражнений без оружия), включает три стиля: чанцюань, наньцюань, тайцзицюань. Каждый из этих стилей имеет свою характерную особенность, свою базовую технику, как правило спортсмены специализируются в одном из этих стилей.
Дуань цисе (комплексы упражнений с коротким оружием), включает: даошу (упражнения с изогну
тым мечом дао), цзяньшу (упражнения с прямым мечом цзянь). Чан цисе (комплексы упражнений с длинным оружием), включает: цяншу (упражнения с копьем), гуньшу (упражнения с шестом).
Кроме обязательной программы спортсмены выступают и в показательной программе, в которую входят четыре раздела: Традиционные стили ушу без оружия, разделены на четыре группы по принципам приложения силы, схожести принципов движения, техник и т.п. 1-я группа: багуа, синъи, бацзи. 2-я группа: тунбэй, пигуа, фаньцзы. 3-я группа (подражательные стили и дитан): стиль пьяницы, обезьяны, змеи, журавля, богомола и т.п. 4-я группа: шаолиньцюань, паоцюань, хуацюань, хунцюань и др. (это самая многочисленная группа, сюда входят все стили, не вошедшие в 1-3 группы).
Традиционное оружие ушу, разделено на три группы: Одиночное оружие: различные виды алебард, шест, копье, двуручный меч и т.п. Парное оружие: парные мечи, парные кинжалы, парные цепи и т.п. Гибкое оружие: гибкое копье, девятизвенный и трехзвенный цеп и т.п.
Дуйлянь (поединок с заранее определенной последовательностью движений) включает: поединки один на один или один против нескольких противников без оружия, с оружием, вооруженного (ых) против безоружного (ых). Показательные групповые выступления с музыкальным сопровождением.
Ушу-саньда (саньшоу) – свободный бой. Как спортивное единоборство ушу-саньда было возрождено лишь в конце 80-х годов нашего века, хотя различные формы поединков существовали в Китае с глубокой древности. Современное саньда это динамичный вид контактных поединков с жесткими правилами, запрещающими только серии ударов в голову. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата длившегося более двух секунд. Саньшоу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке из любых стилей ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один без оружия в защитной экипировке (шлемы, жилеты, перчатки, иногда футы и наколенники). Поединок проводится в три раунда по 2 минуты на открытом, без канатов, помосте (лэйтай) 8 на 8 метров поднятом на 60 сантимет-ров над уровнем земли. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2 или 3 балла. Победителем объявляется спортсмен, набравший в ходе схватки наибо-льшее количество баллов. Если спортсмен два раза в раунде выталкивается за пределы помоста, то он объявляется проигравшим в раунде.
Туйшоу – дословно толкающие руки. Вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань. Техника туйшоу включает восемь основных технических действий из арсенала тайцзи: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као. Задача спортсмена, используя технику тайцзицюань заставить противника потерять равновесие или опрокинуть его на землю. Соревнования проводятся на круглой, диаметром 6 метров, площадке, в два раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, 3, 4 или 5 баллов.
Дуаньбин, чанбин – свободный бой на коротком (дуаньбин) и длинном (чанбин) оружии. Этот вид контактных поединков в старом Китае также назывался лэйтай. В настоящее время в Китае соревновательные поединки с оружием почти забыты, и чаще используются в тренировочном процессе традиционных школ ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один в защитной экипировке. В дуаньбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения мечом (цзяньшу, даошу), в чанбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения копьем (цяншу).
Соревнования в дуаньбин проводятся на круглой площадке диаметром 9 метров, в чанбин на прямоугольной площадке 14 на 8 метров в три раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, или 3 балла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий