Монастырь Шаолинь прославился как родина школы уникального вида китайского боевого искусства ушу, до сих пор в Китае существует множество легенд о непревзойденном мастерстве последователей шаолиньского кунфу.
Однако Шаолинь известен не только как колыбель боевых искусств, но и как святыня чань-буддизма Китая.
Однако Шаолинь известен не только как колыбель боевых искусств, но и как святыня чань-буддизма Китая.
Буддизм появился в Китае в эпоху Южных и Северных династий (420-589 гг.). В 495 году индийский монах Бато приехал в Китай и снискал уважение императора Сяовэня династии Северная Вэй, Император приказал построить на горе Суншань монастырь и подарил его буддийскому монаху. Это и был Шаолинь.
По преданию место для строительства монастыря выбрал сам Бато. Дело в том, что форма горы Суншань напоминает лотос, который, как известно, в буддизме имеет особенное значение. Монастырь Шаолинь стал форпостом новой религии, благодаря усилиям Бато, она быстро распространилась в Китае, а Шаолинь стал буддийской святыней. 30 лет спустя другой индийский учитель приехал сюда, и вновь слава монастыря Шаолинь засияла в Поднебесной.
Этого индийского монаха звали Бодхидхарма (в кит. транскр. - Путидамо, сокр. Дамо). В чань-буддизме он традиционно считается 28-м буддийским патриархом, основателем чань-школы и знаменитого шаолиньского ушу. По преданию, в 527 году морским путем он прибыл в Гуан-чжоу, откуда отправился в Лоян, где какое-то время он проповедовал. Затем он ушел в монастырь Шаолинь.
Там он провел девять лет, «непрерывно созерцая каменную стену» в сидячей медитации, поэтому современники прозвали его «брахманом, созерцающим стену». По преданию в монастыре сохранился волшебный камень с силуэтом Дамо - результат действия тени, падавшей на камень во время его девятилетней практики.
Есть и другая легенда. При возвращении на родину посланник династии Северная Вэй Сун Юнь, не знавший, что в то время Дамо умер, встретился с патриархом. Сун Юнь увидел, что Дамо шел на запад и в руке держал туфлю. Сун Юнь спросил просветленного: «Куда Вы идете?» Дамо ответил: «На тот свет». Позже Сун Юнь рассказал об этом императору. Император удивился и приказал открыть гроб Дамо. И действительно, в гробу осталась только одна туфля.
В отличие от других буддийских монастырей Китая, испокон веку Шаолинь не только уделяет серьезное внимание развитию учения, но и придает весьма большое значение участию в светской деятельности. В этом смысле история о спасении монахами танского императора Ли Шиминя - типичный пример.
После образования династии Тан (618-907 гг.) в стране все еще существовали раздробленность и междоусобицы. Во время похода против Ван Шичуна император Ли Шиминь и его войска были окружены. Ли Шиминь отправил послание в Шаолинь с просьбой о помощи. 13 монахов во главе с Таньцзуном без промедления отправились в путь и спасли императора. С помощью монахов-воинов Ли Шиминь разбил превосходящего по численности врага, и Ван Шичуну пришлось покориться императору. Позже Таньцзун был награжден должностью генерала, другие же 12 монахов пожелали остаться в монастыре, и император подарил им дорогие рясы. Благодаря вниманию и поддержке императора, монастырь Шаолинь получил много денег и поля площадью в 40 га. С разрешения императора в Шаолине даже были разрешены определенные исключения из буддийской аскезы: монахи-воины могли не только брать в руки оружие, совершенствуя боевое мастерство ушу, но и есть мясо для укрепления здоровья.
В XIV веке монастырь Шаолинь достиг расцвета. В то время японские пираты непрерывно совершали налеты на приморские районы Китая. Тогда более 40 монахов организовали отряд, который отправился в Сунцзян. В борьбе с пиратами они отлично показали себя, но однажды все-таки попали в засаду и в жестоком бою все погибли. И сегодня вы можете прочитать об этом событии на одной из каменных стел в монастыре.
Подобные истории о Шаолине часто встречаются в исторических хрониках Китая. В Древнем Китае монахи этого монастыря не только активно участвовали в патриотическом движении за спасение Родины, воздействуя и на политику, и на военное дело, но и оказывали большую помощь слабым и обездоленным, обыкновенным людям, благодаря чему в смутное время число поклонников буддизма значительно увеличивалось.
За полторы тысячи лет Шаолинь пережил многое. Так, в 1928 году монастырь почти полностью был уничтожен пожаром, который продолжался 45 дней. Многие павильоны, пагоды, беседки, а самое главное - буддийские книги - сгорели дотла. Но, как мифическая птица феникс, Шаолинь каждый раз возрождался из пепла, доказывая торжество вечной идеи гармонии духа и тела.
И в современной истории Шаолинь остается могучей вершиной: тому доказательством внимание на высшем уровне. В 1979 году официально признано самоуправление монастыря. Монахи могут возделывать землю площадью в 20 му (мера площади, равная 1/15 гектара) и получать доходы от продажи экскурсионных билетов. С выходом на экраны в 1982 году фильма «Монастырь Шаолинь» он приобрел всемирную известность, зарегистрирована собственная марка.
И Шаолинь как бы уже независим от того реального места, где расположен сам монастырь. Существует чаньская загадка: «Где находится монастырь Шаолинь? Он находится там, где ты есть».
Комментариев нет:
Отправить комментарий