История Тибета

Согласно тибетским анналам, первый тибетский царь правил с 127 года до н.э., но лишь в VII столетии нашей эры Тибет стал объединенным государством, которым правил царь Сонгцен Гампо и его наследники. В последующие три столетия Тибет был одним из самый могущественных государств Азии.
В мирном соглашении, заключенном между Тибетом и Китаем в 821 году н.э., указывалась граница между двумя этими странами.
Обе стороны торжественно поклялись, что "великая эпоха, когда тибетцы будут счастливы в Тибете, а китайцы будут счастливы в Китае" никогда не прекратится. Текст мирного договора на тибетском и на китайском языках был высечен на трех каменных колоннах. Одна из них была воздвигнута в Лхасе, где она стоит в настоящее время, вторая - на тибетско-китайской границе в Гунгу Меру, а третья - в китайской столице Чанг'ан. Между X и XII веками Тибет распался на несколько провинций. Внимание Тибета было сфокусировано на Индии и Непале, сильное религиозное и культурное влияние которых породило духовный и интеллектуальный ренессанс.

В течение нескольких столетий Тибет, по сути дела, был закрыт для иностранцев. Это было вызвано не только труднодоступностью Тибета. Во многом изоляция Тибета вызывалась политикой, как тибетских правителей, так и Китая. Лишь в 1984 году Тибет был открыт для посещения, и появилась реальная возможность посетить эту уникальную страну. И хотя тяжелые условия высокогорья предъявляют особые требования к желающим посетить Тибет, в последние годы поездки в Страну снегов (как иногда называют Тибет) стали довольно популярны среди любителей экзотики.
На Тибетском нагорье находится один из пяти автономных районов Китая - Тибетский. Если следовать тибетской традиции, первое тибетское государство возникло в середине III века в долине реки Ярлунг. А в VII веке правитель это области Согзен Гампо (Sogtsen Gampo), объединил под своей властью весь Центральный Тибет и положил начало правлению династии Тубо. И Китай, и Непал вынуждены были налаживать с новым централизованным Тибетом добрососедские отношения, выдав замуж за Согзен Гампо своих принцесс, китайскую Венченг и непальскую Бхрикути. Обе принцессы сыграли видную роль в истории Тибета, именно они, по преданиям, убедили короля поддержать распространение в стране буддизма. Считается, что принцессы впоследствии воплотились в буддистских богинь, Белую и Зеленую Тару. Король Согзен Гампо перевел свой двор в Лхасу и с этого времени город стал духовным и мирским центром Буддистского королевства. В течение последующих двух столетий тибетское государство успешно развивалось распространив свое влияние на северные районы Пакистана, Непала и Индии. Правивший в 755 - 797 годах тибетский король Трисонгдэцэн успешно воевал с китайскими императорами и даже захватил в 783 году столицу Китая того времени Чангань. Во время правления Тритцуг Детсен Ралпачена (817 - 836 гг.) между Тибетом и Китаем был заключен мирный договор, свидетельством чего является, сохранившиеся до настоящего времени каменная стела, установленная у монастыря Джокханг.
Время от времени, у Тибетских монархов наблюдавших рост влияния буддистских наставников и монастырей, менялось отношение к буддизму, а с восхождением на трон короля Ландгдармы буддизм и его последователи стали преследоваться властью. После убийства буддистским монахом в 842 году короля Лангдармы, централизованное Тибетское государство распалось на многочисленные независимые княжества. В течение 150 лет буддизм лишился поддержки и защиты и сохранялся в отдельных монастырях при поддержки нескольких знатных буддистских семей. Снова возрождать свое влияние в Тибете буддизм начал только в XI веке. Волна монгольских завоеваний под руководством Чингизхана докатилась до Тибета в 1239 году, когда монголы вторглись в Тибет, разорили многие монастыри и даже захватили Лхасу. Пришедший к власти в 1350 году монах Чангчуб Гьялтсен, ликвидировал остатки монгольского влияния на Тибет, чему способствовало и падение в Китае монгольской императорской династии Юань. В дальнейшем, в Тибете продолжает возрастать влияние религиозных лидеров, быстро растет количество монастырей. В конце XIV - начале XV века особенно влиятельной становится буддистская секта Гэлуг-Ба (Истинная), монахи которой во время религиозных церемоний носят желтые головные уборы. Третий руководитель ордена Сонам Гьятсо (1543 - 1588 гг.) уже приобрел такую известность, что монгольский правитель Алтын Хан встретившись с ним в 1578 году присвоил духовному руководителю ордена титул Та-Ле (Далай), что означает "океан" или "океан мудрости". После смерти Далай Ламы Сонам Гьятсо в 1588 году, IV Далай Ламой стал правнук Алтын Хана.
Объединение Тибета под управлением Далай Ламы, совмещающего светскую и духовную власть завершилась к 1656 году при V Далай Ламе. Выбор VI Далай-Ламы затянулся, а когда он был сделан то оказался кране неудачным и VI Далай Лама нечем позитивным себя не прославил и умер 1705 году. Долгое время Тибет подвергался набегам различных внешних врагов, стал протекторатом Цинской империи Китая. VII Далай Лама правил до 1757 года. В последующие 120 лет сменилось 12 Далай Лам, но многие из них умерли до наступления совершеннолетия и фактически не возглавляли власть в стране. На пороге XIX и XX веков в борьбе за расширения влияния на Тибет начали сталкиваться интересы России и Великобритании. В частности, посланцы России находились в окружении XII Далай Ламы, а правительство Николая II принимало Тибетские делегации в 1898, 1900 и 1901 году. В 1903 году Великобритания начала войну с Тибетом и в 1904 году захватили Лхасу, вынудив тибетское правительтсво подписать договор, предоставлявший Великобритании существенные льготы в Тибете. Вторжение маньчжуров в Тибет в 1910 году вынудило Далай Ламу искать убежище под защитой Английской администранции в Индии. Синьхайская революция 1911 года в Китае, дала возможность изгнать из Тибета цинские китайские войска, и 13 Далай Лама в январе 1913 года вернулся в Лхасу. В течение более 30 лет Тибет фактически был независимым, до присоединения Тибета к КНР в 1951 году. В 1950 году был провозглашен XIV Далай Лама, которому на этот момент исполнилось 15 лет. С 1950 года Далай Лама находится в иммиграции, в городе Дхармсала (Индия).

Цяны - общие предки тибетско-бирманских народов - во II тысячелетии до н.э. занимали территорию современной китайской провинции Шэньси и были главными соперниками предков китайцев - иньцев. В войнах с древними китайцами цяны постепенно оттеснялись на запад, юго-запад и юго-восток вплоть до территории современной Мьянмы. В период правления в Китае династии Хань (206г. до н.э. - 220г. н.э.) в районе озера Куку-Нор сложился союз западно-цянских племен - си цян. В результате войн с ханьцами часть западных цянов была оттеснена на юг, на территорию современной провинции Сычуань. В начале IV века земли, прилегающие к Куку-Нору были захвачены сяньбийцами, которые основали здесь свое государство Тугухунь. Цяны, которые не подчинились сяньбийцам, переселились южнее, в горные районы Амдо (нынешний северо-восточный Тибет) и в западные районы Сычуани. В IV-V веках из этих цянов выделились данчаны и дансяны.

ок.600г. - появление и подъем туфаней (тибетцев).

620-650 - правление первого из тибетских "царей Дхармы" - Сронцзангампо, который впоследствии стал считаться вополщением покровителя Тибета - бодхисаттвы Авалокитешвары. Он произвел ряд опустошительных набегов в соседние страны, на короткий срок завоевал Нижнюю Бирму и основал свою столицу в Лхасе. Сронцзангампо взял в жены двух принцесс - дочь царя Непала и дочь китайского императора.

663-683 - война с Китаем.

741-747 - в союзе с арабами тибетцы воюют против китайского полководца Гао Сяньчжи в Средней Азии.

755-797 - воспользовавшись гражданской войной в Китае, тибетцы разграбили и захватили китайскую столицы Чанъань (763г.).

начало 840-х - царь Ралпачан, ярый буддист, был убит своими сановниками, продолжавшими покровительствовать религии бон. На тибетский престол вступил брат Ралпачана - Лангдарма, начавший гонения на буддизм. Лангдарма был убит буддийским монахом по имени Палдорже. После его убийства началась борьба за власть, кровопролитные междоусобицы и смуты, приведшие к распаду Тибетского царства на отдельные феодальные владения.

848 - армия китайской династии Тан изгнала тибетцев из провинции Ганьсу.

1002 - Цзицянь, основавший государство тангутов ("Западное Ся"), разгромил тибетцев князя Фаньлочжи, однако в результате контрудара Фаньлочжи Цзицянь был ранен и умер.

1035 - Юаньхао (император Западного Ся) вторгся в северный Тибет во владения Цзюэсыло, и осадил цзонг (замок) Яка (китайское название - Маонючэн). Тибетский полководец Анцзыло перекрыл все дороги в Си Ся. Юаньхао был вынужден пробиваться обратно, и его войско было сильно потреплено отрядами Анцзыло при переправе через реку Цзунхэ.

1239 - монгольское завоевание Тибета.

В течение XV-XVI веков в Тибете неуклонно растет влияние созданной Цзонкхапой буддийской школы Гелуг-па ("школа монастыря Гэ"), крепло и ее политическое влияние. Гелугпинцы постепенно создали мощную сеть монастырей-дацанов, в которых проживало до нескольких десятков тысяч монахов. К началу XVII века школа Гелуг-па превратилась в силу, доминировавшую как в духовной, так и в политической жизни Тибета. После распространения буддизма в Монголии внук монгольского Алтан-хана станосится Далай-ламой IV. Позднее в 1640 году монгольский правитель Гуши-хан вторгся в Тибет, оказав большую помощь Далай-ламе V в укреплении власти последнего в масштабе всего Тибета.

При Далай-ламе V Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617-1682) Гелуг-па становится доминирующей школой тибетского буддизма, объединившей под властью своих иерархов практически весь Тибет. Независимость сохранили лишь некоторые князья - например, королевство Бутан.

1700 - китайцы оккупировали район между Китаем и Тибетом; маньчжурский правитель Китая опасался роста в Тибете влияния монголов-элеутов (джунгаров).

1705 - китайское вторжение в Тибет. Китайцы назначили нового Далай-ламу.

1716-1718 - интервенция джунгаров в Тибет. 6-тысячное войско вторглось в Тибет, чтобы вмешаться в спор о преемнике Далай-ламы. Они захватили Лхасу и заключили в тюрьму Далай-ламу, разбили шедшие на помощь последнему маньчжурские войска.

1720 - маньчжурские армии входят в Тибет из Ганьсу и Сычуани, разбивают джунгаров и заставляют их покинуть Тибет.

1727-1728 - гражданская война в Тибете. Китайская армия восстанавливает порядок. Далай-лама был изгнан и отсутствовал в Тибете в течении семи лет.

1747-1749 - новое восстание в Тибете жестоко подавлено маньчжурами.

конец XVIII века - тибетско-непальская война.

середина XIX века - тибетско-непальская война.

1903-1904 - британская интервенция. Англия предприняла военную экспедицию в Тибет во главе с полковником Янгхазбэндом. После протеста России Англия вывела войска из Тибета.

1910 - попытка Цинского правительства свергнуть Далай-ламу; Китай вводит войска в Тибет.

1913 - после Синьхайской революции в Китае Далай-лама XIII фактически провозгласил независимость Тибета, утвердив тибетский национальный флаг. На конференции в Симле (1913-1914), в которой участвовали представители Англии, Тибета и Китая, Тибет был признан независимым государством, но представитель Китайской республики отказался подписать протоколы конференции.

1950 - правительство Китайской Народной Республики вводит в Тибет войска под предлогом его "освобождения". Совет Безопасности ООН отказался рассматривать протест Тибета против действий КНР, определенных правительством Далай-ламы XIV как агрессия, в связи с неясностью международного статуса Тибета.

1959 - восстание в области Кхам, подавленное китайскими властями. Далай-лама бежит в Индию. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий