Мэйхуачжуан

"Мэйхуачжуан" ("столбы сливы мэйхуачжуан") - это сокращение от "ганьчжи уши мэйхуачжуан" ("стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа"), ещё говорят "мэйхуацюань" ("кулак сливы мэйхуа").
История мэйхуачжуан насчитывает свыше тысячи лет. Этот стиль вышел из монашеских школ и является одним из внутренних стилей куньлуньского направления. Долгое время он передавался от отца к сыну, от сына - к внуку, то есть только по мужской линии, за что и получил название фуцзыцюань - кулак отца и сына. Поэтому хотя стиль известен и давно, но проявился он лишь в конце династии Мин - начале династии Цин в уездах, расположенных на стыке провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси.
При тренировке мэйхуачжуан внутреннее и внешнее взаимно координируются, внутреннее и внешнее тренируются параллельно, форма и дух координируются в единое, его движения разворачиваются на большом расстоянии, жёсткое и мягкое помогают друг другу, движение и покой согласованы, замедления и ускорения ритмичны, не говоря уж о том, что и форма и дух имеют свою специфическую манеру.
Содержание базового таолу мэйхуачжуан делится на шаги на столбах и шаги-перемещения. Базовых форм шагов на столбах пять: даши (большая форма), шуньши (форма с одноименной ногой впереди), аоши (форма с разноименной ногой впереди), сяоши (малая форма) и байши (форма потерпевшего поражение); вместе их называют "5 форм шагов на столбах". Они являются конечными положениями приёмов и есть важнейший метод тренировки силы и ци всего тела.
Симметричная тренировка пяти форм шагов на столбах на правую и левую стороны напоминает пышно цветущие два лепестка мэйхуа. Шагов-перемещений - три метода: чжафа (метод резкого прорыва вперед), байфа (метод метаний из стороны в сторону) и чэфа (метод движения спиной).
Эти три метода можно тренировать то наступая - то отступая, то вверх - то вниз, двинуться на восток и очутится на западе, двинуться влево и оказаться справа, живо и многоизменчиво, чтобы противник словно попал в туман и не смог распознать направления перемещения, они - словно ствол мэйхуа.
Три метода шагов-перемещений искусно связывают пять форм шагов на столбах, осуществляя их смену и чередуя движение и покой, потому и говорят "ганьчжи уши мэйхуачжуан".
Техника кулачных методов мэйхуачжуан делится на три раздела - верхний, средний и нижний. Их называют верхним, средним и нижним уровнями. Верхний уровень: дяо (цеплять), на (хватать), суо (запечатывать), дай (тянуть), гоу (цеплять крюком), лоу (заграбастывать), бао (строгать), да (бить), бэн (обрушить), тяо (вспороть), пи (рубить) и цза (разбивать); средний уровень: чжань (касаться), нянь (прилипать), лянь (непрерывный), суй (следовать), си (притягивать), се (разгружать), жоу (мягкий), хуа (превращать), туй (толкать), туо (приподнимать), лин (контролировать), дай (затягивать), чжань (вертеть), чжуань (вращать), ню (выкручивать), цзэн (сдирать), айбан (соприкасаться руками), цзикао (выдавливающее опирание), вэйшэнь (прижиматься корпусом) и каода (опирающийся удар); нижний уровень: ти (бить прямой ногой), дянь (точечный удар), цзе (пресекать), чжуан (сталкивать), гоу (цеплять крюком), гуа (подвешивать), цай (наступать ногой), пянь (ходить по кругу), де (спотыкаться), пу (прихлопнуть), гунь (катиться), фань (переворачиваться), цяньхоу саотан (сметать ногой впереди и сзади) и цзуою чэнба (левое и правое толчковые возвышения). В этих искусствах "бить" - это "движение всего тела". В техниках применяются все части тела.
В мэйхуачжуан помимо глубоко загадочных, таинственных и необычных техник трёх уровней ещё имеются методы владения корпусом и методы перемещений в схватке. Одна из специфических техник перемещения мэйхуачжуан именуется "бафанбу" ("шаг восьми сторон света"), ещё его называют методом знания пути в схватке и искусного боя, в народе его называют методом ведения в пустоту.
Существуют "большой бафанбу", "средний бафанбу" и "малый бафанбу". В "малом бафанбу" перемещаются по трём точкам, в "среднем бафанбу" - по пяти, а в "большом бафанбу" - по хаотически расположенным точкам, его также называют "цюньбу" ("скопище шагов"). Натренировал "большой бафанбу" - и в схватке уже нет установленных форм и установленных шагов, а есть следование необходимости техники.
Шаги следуют изменениям корпуса, ноги следуют выходу рук, всё осуществляется следуя замыслу, следуя ситуации, видишь удобный случай - и действуешь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий