Чоцзяо является одним из традиционных стилей китайского ушу. В мире ушу говорят: "На юге - техника рук, на севере - техника ног", и техника ног в чоцзяо обычно пользуется особой известностью, иногда даже говорят, что этот стиль - "лучший представитель северной техники ударов ногами".
Как видно уже из самого названия (чо - пробивать, протыкать; цзяо - стопа, т.е. "пробивающая стопа"), в чоцзяо упор делается на технику ударов различными частями ног. В пословице обобщена и особенность этой техники: "Руки раскрывают защиту противника, ноги наносят поражение".
Первоначальное название стиля - "цзю фань юаньян цзяо" (Девять парных ударов стопой с поворотами), упрощённое название "цзю чжицзы" (Девять ветвей), т.к. первоначально имелось только 9 комплексов (древним трактатам свойственно деление стилей на "школы" и "ветви"). Полное, длинное название стиля "цзюфань юйбу юаньян гоу гуа ляньхуань сюанькун чоцзяо" можно перевести как "пробивающие и зависающие в воздухе стопы из 9 непрерывных смен перемещений с защитой, парными ударами ног на поворотах, зацепами и подсечками". Первоначальные 9 комплексов составили основу так называемых "жестких комплексов" (у танцзы, иероглиф "у - военный" символизирует "ян" - мужское, активное, жесткое начало). Затем были разработаны и "мягкие комплексы" (вэнь танцзы, иероглиф "вэнь - гражданский" символизирует "инь" - женское, утончённое, мягкое начало). Таким образом, чоцзяо подразделяется теперь на "вэнь" и "у". Характерной особенностью "у" являются мощные, силовые движения с раскрытием, высокое мастерство приёмов ногами, жёсткий "выброс силы" (фа цзинь)(но "в жёсткости скрыта мягкость").
Движения относительно просты, атаки прямолинейны, удары яростны и стремительны, приёмы атаки и защиты чёткие и понятные, характерные для жёсткого боя. Особенность комплексов "вэнь" в сравнительно компактных позициях, малой амплитуде тесно взаимосвязаных движений, множестве приёмов с маневрированием, метод применения силы (цзинь фа) - "внешне мягкая, а внутри жёсткая". Приёмы атаки и защиты глубоки и сложны, движения скрывают их сущность.
В самом названии "цзю фань юаньян цзяо" (или "цзю фань" - 9 поворотов) акцентируется момент постоянной трансформации и смены приёмов. Девять изначальных комплексов взаимозаменяются и взаимочередуются. При изменении движения в разных направлениях, один приём, выполняемый рукой или ногой, превращается в бесчисленное количество приёмов, чередуясь непрерывно со сменой каждой позиции.
Отсюда и название - "цзю фань" (число 9 в китайском языке также может иметь значение "бесчисленное количество"), т.е. бесчисленное количество изменений и метаморфоз. В слове "юаньян" также отражается смысл названия. В комплексе каждое перемещение постоянно сопровождается ударом ноги, как слева, так и справа, чередуясь и формируя следующую пару приёмов, с непрерывными ударами. С этим связано и появление в названии важнейшей составной стиля - техники "юаньян цзяо" (в китайском языке слово юаньян, в буквальном переводе - "утка с селезнем", означает "парность", "завершённость", часто используется как метафора счастливой супружеской пары). Этот образ указывает и на классический приём удара ногами являющийся спецификой стиля чоцзяо. Во время махового удара ногой назад (хоу ляо ти), обе руки на взмахе разводятся вперед-вверх и назад-вверх, спина выгибается. Кисть передней руки над головой напоминает хохолок на голове птицы. Другая кисть, поднимаясь, либо выполняет хлопок по стопе, либо, формируясь в "крюк" (гоушоу), образует с ударной ногой как бы перья хвоста птицы. Этот приём и был назван мастерами "юаньян цзяо (туй)"("парный удар ногами "утки-мандаринки"). Из-за него чоцзяо также называют "цзю фань юаньян цзяо". Техника юаньян цзяо является в чоцзяо одной из важнейших составляющих ударов ногами, поэтому даже в названии стиля присутствует этот термин.
Как видно уже из самого названия (чо - пробивать, протыкать; цзяо - стопа, т.е. "пробивающая стопа"), в чоцзяо упор делается на технику ударов различными частями ног. В пословице обобщена и особенность этой техники: "Руки раскрывают защиту противника, ноги наносят поражение".
Первоначальное название стиля - "цзю фань юаньян цзяо" (Девять парных ударов стопой с поворотами), упрощённое название "цзю чжицзы" (Девять ветвей), т.к. первоначально имелось только 9 комплексов (древним трактатам свойственно деление стилей на "школы" и "ветви"). Полное, длинное название стиля "цзюфань юйбу юаньян гоу гуа ляньхуань сюанькун чоцзяо" можно перевести как "пробивающие и зависающие в воздухе стопы из 9 непрерывных смен перемещений с защитой, парными ударами ног на поворотах, зацепами и подсечками". Первоначальные 9 комплексов составили основу так называемых "жестких комплексов" (у танцзы, иероглиф "у - военный" символизирует "ян" - мужское, активное, жесткое начало). Затем были разработаны и "мягкие комплексы" (вэнь танцзы, иероглиф "вэнь - гражданский" символизирует "инь" - женское, утончённое, мягкое начало). Таким образом, чоцзяо подразделяется теперь на "вэнь" и "у". Характерной особенностью "у" являются мощные, силовые движения с раскрытием, высокое мастерство приёмов ногами, жёсткий "выброс силы" (фа цзинь)(но "в жёсткости скрыта мягкость").
Движения относительно просты, атаки прямолинейны, удары яростны и стремительны, приёмы атаки и защиты чёткие и понятные, характерные для жёсткого боя. Особенность комплексов "вэнь" в сравнительно компактных позициях, малой амплитуде тесно взаимосвязаных движений, множестве приёмов с маневрированием, метод применения силы (цзинь фа) - "внешне мягкая, а внутри жёсткая". Приёмы атаки и защиты глубоки и сложны, движения скрывают их сущность.
В самом названии "цзю фань юаньян цзяо" (или "цзю фань" - 9 поворотов) акцентируется момент постоянной трансформации и смены приёмов. Девять изначальных комплексов взаимозаменяются и взаимочередуются. При изменении движения в разных направлениях, один приём, выполняемый рукой или ногой, превращается в бесчисленное количество приёмов, чередуясь непрерывно со сменой каждой позиции.
Отсюда и название - "цзю фань" (число 9 в китайском языке также может иметь значение "бесчисленное количество"), т.е. бесчисленное количество изменений и метаморфоз. В слове "юаньян" также отражается смысл названия. В комплексе каждое перемещение постоянно сопровождается ударом ноги, как слева, так и справа, чередуясь и формируя следующую пару приёмов, с непрерывными ударами. С этим связано и появление в названии важнейшей составной стиля - техники "юаньян цзяо" (в китайском языке слово юаньян, в буквальном переводе - "утка с селезнем", означает "парность", "завершённость", часто используется как метафора счастливой супружеской пары). Этот образ указывает и на классический приём удара ногами являющийся спецификой стиля чоцзяо. Во время махового удара ногой назад (хоу ляо ти), обе руки на взмахе разводятся вперед-вверх и назад-вверх, спина выгибается. Кисть передней руки над головой напоминает хохолок на голове птицы. Другая кисть, поднимаясь, либо выполняет хлопок по стопе, либо, формируясь в "крюк" (гоушоу), образует с ударной ногой как бы перья хвоста птицы. Этот приём и был назван мастерами "юаньян цзяо (туй)"("парный удар ногами "утки-мандаринки"). Из-за него чоцзяо также называют "цзю фань юаньян цзяо". Техника юаньян цзяо является в чоцзяо одной из важнейших составляющих ударов ногами, поэтому даже в названии стиля присутствует этот термин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий