Китайская история, пожалуй, одна из старейших в мире, ее возраст насчитывает пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры.
Предположительно, боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян.
Китай. Начало пути
Археологические находки недавнего времени показали, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (около 400 тысяч лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго-востоку от Пекина. Вероятно, синантроп пришел с северо-востока. Вокруг скелетов древнего человека были найдены различные мелкие безделушки. Обитателям поселения были известны методы окрашивания. На одной из костей имеется гравировка. Другие палеолитические находки были обнаружены ближе к внешним границам современного Китая.
Довольно много данных было получено относительно трех культур. Первой и самой значительной была северная, которая охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии и простиралась до теперешнего Харбина на севере Маньчжурии. Второй была западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани. И, наконец, третьей является южная культура, располагающаяся на территории современного Гуанси-Чжуанского автономного района. Развитие первых двух из названных культур прослеживается вплоть до исторических времен.
Отсутствие древних археологических находок в центральных районах Китая, возможно, является случайностью или объясняется недостаточностью систематических археологических исследований. Однако общая картина, которую можно составить на основе изучения других ранних культур в соседних с Китаем странах, не противоречит тому, о чем повествуют древние мифы. Изучение древних китайских традиций указывает на возможность существования в приграничных зонах Китая нескольких культур, слияние которых стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации.
Историки выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (3 - 2 тысячелетия до н.э., названа так по месту первых находок в провинции Хэнань). Размещение поселений этой культуры свидетельствует о том, что люди обитали на территории, простирающейся от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние - ближе к периферии. Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с некоторыми образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России. Кроме того, налицо поразительное сходство находок в Яншао с керамикой, обнаруженной в древнейшем центре изготовления керамических изделий - долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже - индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.
Еще одна археологически подтвержденная культура эпохи неолита - Луншань, - получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения Луншаньской культуры имеются и в других районах провинции Шаньдун, и, кроме того, в провинциях Хэнань и Аньхой. В центральной части Хэнани, где культуры Яншао и Луншань накладываются друг на друга, первая определенно относится к более раннему периоду. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. Установлено, что поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие города, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать, наподобие существующей в настоящее время в домах Северного Китая. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях были обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.
Первые китайские династии
Династия Ся
Человек по имени Юй считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 по 1557 годы до н.э. (по другой хронологии - с 1989 до н.э. до 1756 до н.э.).
Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань. Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы и охватило всю восточную часть Северного Китая.
Всей полнотой светской власти, по-видимому, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовном владыке-правителе, они выступали в роли феодальных князей - хранителей трона, т.е. выполняли те же функции, что и сёгуны в Японии.
Императоры династии Ся, предположительно, были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход.
Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники-императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что, в общем-то, отразилось и на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из феодальных владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.
Династия Шан-Инь
В соответствии с двумя независимыми источниками всего насчитывается 30 правителей-представителей династии Шан-Инь, однако даты их правления не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан-Инь приходится на 18 век до н.э. и завершается 12 веком до н.э. Другой источник указывает, соответственно, на начало 16 века до н.э. и середину 11 века до н.э.
После того как Ли (правитель государства Шан-Инь) сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, скорее всего, пришли из северных районов Центрального Китая. Их характерными особенностями были тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля («Она») определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.
Территория, которая находилась под управлением Тана, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой реки Янцзы, а, возможно, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти, и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.
История династии Шан-Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце 19 века были найдены гадальные кости. Предсказания по рисунку трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для культуры Луншань, однако в Шанский период эта практика применялась весьма широко. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем - содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием).
Династия Чжоу
Шаньское государство прекратило свое существование в результате нанесенного им поражения племенами чжоу. Чжоу создали здесь свою империю примерно в последних столетиях шаньского правления.
Новая империя располагалась вдоль западных границ государства Шан. В антропологическом плане племена чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием.
Обширная территория государства Чжоу, охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований - изначально, наследственных уделов на территориях, заселенных различными племенами и расположенных на удалении от столиц - Цзунчжоу (западной - около города Сиань) и Чэнчжоу (восточной - Лои, Лоян). Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближенным верховного правителя - обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более самостоятельными.
Период правления династии Чжоу (9 - 3 века до н.э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 году до н.э. под угрозой нашествия варварских племен из Цзунчжоу - первоначальной столицы государства - в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.
В период Восточного Чжоу власть центрального правителя - вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), - постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими свое происхождение от раннечжоуских уделов.
В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы Древнего Китая - конфуцианство (6 - 5 века до н.э.), моизм (5 век до н.э.), даосизм (4 век до н.э.), легизм.
В 5 - 3 веках до н. э. (период Чжаньго) для Китая наступил железный век. В это время расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремесла, происходят революционные изменения в военном деле.
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточенного соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н.э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью.
Так, в середине 3 века до н.э., в 221 году завершился период Восточного Чжоу, когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.
Предположительно, боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян.
Китай. Начало пути
Археологические находки недавнего времени показали, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (около 400 тысяч лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго-востоку от Пекина. Вероятно, синантроп пришел с северо-востока. Вокруг скелетов древнего человека были найдены различные мелкие безделушки. Обитателям поселения были известны методы окрашивания. На одной из костей имеется гравировка. Другие палеолитические находки были обнаружены ближе к внешним границам современного Китая.
Довольно много данных было получено относительно трех культур. Первой и самой значительной была северная, которая охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии и простиралась до теперешнего Харбина на севере Маньчжурии. Второй была западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани. И, наконец, третьей является южная культура, располагающаяся на территории современного Гуанси-Чжуанского автономного района. Развитие первых двух из названных культур прослеживается вплоть до исторических времен.
Отсутствие древних археологических находок в центральных районах Китая, возможно, является случайностью или объясняется недостаточностью систематических археологических исследований. Однако общая картина, которую можно составить на основе изучения других ранних культур в соседних с Китаем странах, не противоречит тому, о чем повествуют древние мифы. Изучение древних китайских традиций указывает на возможность существования в приграничных зонах Китая нескольких культур, слияние которых стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации.
Историки выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (3 - 2 тысячелетия до н.э., названа так по месту первых находок в провинции Хэнань). Размещение поселений этой культуры свидетельствует о том, что люди обитали на территории, простирающейся от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние - ближе к периферии. Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с некоторыми образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России. Кроме того, налицо поразительное сходство находок в Яншао с керамикой, обнаруженной в древнейшем центре изготовления керамических изделий - долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже - индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.
Еще одна археологически подтвержденная культура эпохи неолита - Луншань, - получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения Луншаньской культуры имеются и в других районах провинции Шаньдун, и, кроме того, в провинциях Хэнань и Аньхой. В центральной части Хэнани, где культуры Яншао и Луншань накладываются друг на друга, первая определенно относится к более раннему периоду. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. Установлено, что поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие города, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать, наподобие существующей в настоящее время в домах Северного Китая. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях были обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.
Первые китайские династии
Династия Ся
Человек по имени Юй считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 по 1557 годы до н.э. (по другой хронологии - с 1989 до н.э. до 1756 до н.э.).
Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань. Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы и охватило всю восточную часть Северного Китая.
Всей полнотой светской власти, по-видимому, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовном владыке-правителе, они выступали в роли феодальных князей - хранителей трона, т.е. выполняли те же функции, что и сёгуны в Японии.
Императоры династии Ся, предположительно, были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход.
Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники-императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что, в общем-то, отразилось и на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из феодальных владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.
Династия Шан-Инь
В соответствии с двумя независимыми источниками всего насчитывается 30 правителей-представителей династии Шан-Инь, однако даты их правления не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан-Инь приходится на 18 век до н.э. и завершается 12 веком до н.э. Другой источник указывает, соответственно, на начало 16 века до н.э. и середину 11 века до н.э.
После того как Ли (правитель государства Шан-Инь) сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, скорее всего, пришли из северных районов Центрального Китая. Их характерными особенностями были тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля («Она») определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.
Территория, которая находилась под управлением Тана, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой реки Янцзы, а, возможно, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти, и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.
История династии Шан-Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце 19 века были найдены гадальные кости. Предсказания по рисунку трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для культуры Луншань, однако в Шанский период эта практика применялась весьма широко. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем - содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием).
Династия Чжоу
Шаньское государство прекратило свое существование в результате нанесенного им поражения племенами чжоу. Чжоу создали здесь свою империю примерно в последних столетиях шаньского правления.
Новая империя располагалась вдоль западных границ государства Шан. В антропологическом плане племена чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием.
Обширная территория государства Чжоу, охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований - изначально, наследственных уделов на территориях, заселенных различными племенами и расположенных на удалении от столиц - Цзунчжоу (западной - около города Сиань) и Чэнчжоу (восточной - Лои, Лоян). Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближенным верховного правителя - обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более самостоятельными.
Период правления династии Чжоу (9 - 3 века до н.э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 году до н.э. под угрозой нашествия варварских племен из Цзунчжоу - первоначальной столицы государства - в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.
В период Восточного Чжоу власть центрального правителя - вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), - постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими свое происхождение от раннечжоуских уделов.
В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы Древнего Китая - конфуцианство (6 - 5 века до н.э.), моизм (5 век до н.э.), даосизм (4 век до н.э.), легизм.
В 5 - 3 веках до н. э. (период Чжаньго) для Китая наступил железный век. В это время расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремесла, происходят революционные изменения в военном деле.
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточенного соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н.э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью.
Так, в середине 3 века до н.э., в 221 году завершился период Восточного Чжоу, когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий